Некоторые стороны нашего быта во время блокады
Душой нашего небольшого коллектива была Мария Петровна Тесакова. Она была в то время начальником 1 отдела военного стола и начальником штаба МПВО.
Как-то я пришел по делам к ней в помещение 1 отдела, который тогда помещался в здании N 4. У нее ярко горел камин, а перед камином была насыпана большая груда какого-то порошка. Я ее спросил, что это за порошок. Она отвечает: тол. Я спрашиваю: А не взорвемся? Она говорит, что как будто от огня не взрывается, что-то отсырел, надо просушить.
Конечно, химическая лаборатория делала спички. Но их было очень мало. Обычно мы добывали огонь с помощью кресала. Такое кресало было и у меня, обломок старого напильника, камень кварцит и кусочек обожженного чулка. Ударяешь кресалом по камню, искры попадают на обожженный чулок, он начинает тлеть, затем его раздуваешь и поджигаешь бумагу.
Обогревались и разогревали чай на металлических печурках (буржуйках) или сложенных из кирпича времянках с металлическим листом наверху.
Заготовка дров проводилась вблизи линии фронта за счет слома и разборки деревянных домов. Дрова перевозились на грузовой машине полуторке, которая приводилась в движение не бензином, а деревянными колобашками, закладываемыми в два газогенераторных цилиндра, установленных по обе стороны около кузова машины.
В январе 1943 г. было прорвано кольцо блокады, а летом был пущен первый пассажирский поезд на Москву "Красная стрела".
Причем он отходил с Московского вокзала, новенькие свежеокрашенные вагоны, проводники были в форменном обмундировании, и в вагонах даже продавалось пиво.
От Московского вокзала поезд шел через мост на правый берег Невы, по правому берегу, он уходил до Шлиссельбурга, а затем через временный мост снова переходил на левый берег и по узкому коридору между берегом Ладоги и линией фронта он шел на Новую Ладогу и далее Вологду и Москву. По этому маршруту ездил в командировку в Москву С.А.Астафьев.
На улицах людей было мало, люди ходили неторопливо и не ускоряли шаг, если даже район подвергался обстрелу.
Иногда можно было видеть отдельные парочки, неторопливо прогуливающихся во время жестокого обстрела. Если же побежали - значит на улице дождик.
Были у нас во время блокады и развлечения, например, я несколько раз был в Филармонии на концерте симфонического оркестра под управлением нашего блокадного дирижера Элиасберга. На спектаклях БДТ, например, «Дорога в Нью-Йорк» с участием Ольхиной и Полицеймако.
Приезжали к нам и артисты с "Большой земли", например, Шульженко и Коралли давали концерты в Летнем театре Измайловского театра.
Во время концерта, на котором я присутствовал, начался обстрел и один снаряд упал вблизи театра. На короткое время в зале наступила тягостная тишина, однако никто не расходился, артисты собрались и продолжали концерт. Не обходилось и без жертв.
Однажды поздним вечером, после окончания киносеанса, где демонстрировался кинофильм "Джорж из Динки-джаза", толпа народа вышла из кино и направилась к стоявшему на остановке, угол Невского и Литейного, трамваю (несмотря на светомаскировку, вечером трамваи ходили, но освещались они лампочками синего цвета). В это время начался обстрел, и снаряд попал в заполненный людьми трамвай. Жертв было очень много, прибывшие пожарные смывали кровь с мостовой с помощью пожарных шлангов.
Как-то я возвращался из подсобного хозяйства ВНИИМ, которое располагалось в Токсово, в Ленинград. Из-за сильного обстрела района Финляндского вокзала поезд довез нас только до станции Пескаревка. Оттуда пришлось шагать пешком, так как трамвай не ходил. Проводка по всему Литейному проспекту была сорвана в результате обстрела этой магистрали.
Рано утром в январе месяце 1944 г. весь Ленинград был разбужен грохотом многочисленных орудий, хотя было очень темно, весь город озарялся желтоватым светом вспышек при выстрелах, и мы поняли, что началось возмездие. Через 10 дней линия фронта откатилась от города за Гатчину, хотя хорошо было видно зарево от подожженного немцами Гатчинского дворца, но весь город озарился светом праздничного салюта, возвестившего о снятии блокады Ленинграда и сразу нарушившего все законы светомаскировки.